В Российской Федерации гарантируется равенство прав всех граждан независимо от имеющихся у них различий (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ). Это положение защищается государством при помощи широкого спектра мер воздействия, в том числе путем привлечения к уголовной ответственности и наказания лиц, совершивших преступления экстремистской направленности.

Вопросы, касающиеся противодействия экстремизму, все чаще разрешаются на международном уровне. В Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г. экстремизмом предложено считать какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них, преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством. Совместные обязательства по противодействию экстремистской деятельности закреплены в ряде двусторонних договоров Российской Федерации. Кроме того, при формировании внутреннего законодательства, касающегося противодействия экстремизму, Россия должна учитывать и положения, содержащиеся в международных актах общего характера.

В новой России понятие экстремизма на законодательном уровне было впервые закреплено фактически сразу же после провозглашения независимости. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" установил, что "не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны". Запрет создания и функционирования религиозных организаций или религиозных групп в случае осуществления ими экстремистской деятельности закреплен в ст. 2 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях». Положения, в той или иной части касающиеся недопустимости экстремистской деятельности, содержатся во многих иных федеральных законах и подзаконных нормативных правовых актах.

Базовым законом, который целиком и полностью посвящен борьбе с данным социальным злом, является Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (далее – ФЗ). В ФЗ под категорию экстремистской деятельности (экстремизма) подпали следующие действия: насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения; воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения; совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" ч. 1 ст. 63 УК РФ; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения; публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения; публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением; организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению; финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

Основными мерами противодействия экстремистской деятельности является профилактика экстремистской деятельности. В целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы госвласти, органы госвласти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в т.ч. воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности. Сюда же следует отнести объявление предостережения о недопустимости осуществления экстремистской деятельности, т.е. при наличии достаточных и предварительно подтвержденных сведений о готовящихся противоправных действиях, содержащих признаки экстремистской деятельности, и при отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель либо подчиненный ему соответствующий прокурор или его заместитель направляет руководителю общественного или религиозного объединения либо руководителю иной организации, а также другим соответствующим лицам предостережение в письменной форме о недопустимости такой деятельности с указанием конкретных оснований объявления предостережения. В случае невыполнения требований, изложенных в предостережении, лицо, которому было объявлено данное предостережение, может быть привлечено к юридической ответственности. Предостережение может быть обжаловано в судебном порядке.

Согласно Закону, одним видом юридического механизма является вынесение предупреждения общественному или религиозному объединению либо иной организации о недопустимости осуществления экстремистской деятельности (прокурором).

Следующим видом является предупреждение о недопустимости распространения экстремистских материалов через средства массовой информации и осуществления СМИ экстремистской деятельности. В случае распространения через них экстремистских материалов либо выявления фактов, свидетельствующих о наличии в их деятельности признаков экстремизма, учредителю или редакции (главному редактору) данного СМИ Роскомнадзором (осуществляет регистрацию данного СМИ), либо Минкомсвязью России, либо Генеральным прокурором Российской Федерации или подчиненным ему соответствующим прокурором выносится предупреждение в письменной форме о недопустимости таких действий либо такой деятельности с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения, в т.ч. допущенных нарушений. Если возможно принять меры по устранению допущенных нарушений, в предупреждении также устанавливается срок для устранения указанных нарушений, составляющий не менее 10 дней со дня вынесения предупреждения. Предупреждение может быть обжаловано в суд.

Кроме того, в случае принятия судом по основаниям, предусмотренным ФЗ, решения о ликвидации общественного или религиозного объединения их региональные и другие структурные подразделения также подлежат ликвидации, а оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество общественного или религиозного объединения либо иной организации, ликвидируемых по основаниям, предусмотренным ФЗ, подлежит обращению в собственность России. Решение об обращении указанного имущества в собственность государства (РФ) выносится судом одновременно с решением об их ликвидации. Перечень СМИ, в отношении которых принято судом и вступило в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности, подлежит размещению в международной компьютерной сети Интернет на сайтах ФОИВ, осуществляющих функции в сфере регистрации общественных и религиозных объединений, иных организаций. Указанный перечень также подлежит опубликованию в официальных периодических изданиях, определенных Правительством России.

Ввиду того что сегодня не только религиозные организации играют роль в регулировании национальных и иных вопросов, но и СМИ, ФЗ также устанавливает ответственность средств массовой информации за распространение экстремистских материалов и осуществление экстремистской деятельности. Тем самым в России запрещаются распространение через них экстремистских материалов и осуществление ими экстремистской деятельности.

В целях осуществления должного контроля и обеспечения единой государственной политики закон предупреждает о недопущении использования сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности. Так, запрещается их использование для осуществления экстремистской деятельности, а если сеть связи общего пользования используется для осуществления экстремистской деятельности, применяются меры, предусмотренные ФЗ, с учетом особенностей отношений, регулируемых законодательством РФ в области связи.

Существенную роль в области пресечения экстремистской деятельности играет установление законодателем ответственности должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, а также граждан за осуществление ими экстремистской деятельности. В первом случае высказывания должностного лица, а также иного лица, состоящего на государственной или муниципальной службе, о необходимости, допустимости, возможности или желательности осуществления экстремистской деятельности, допустившего публичное выступление о возможной экстремистской деятельности организации, сделанные публично, либо при исполнении должностных обязанностей, либо с указанием занимаемой должности, а равно непринятие должностным лицом в соответствии с его компетенцией мер по пресечению экстремистской деятельности влечет за собой юридическую ответственность. В связи с чем соответствующие госорганы и вышестоящие должностные лица обязаны незамедлительно принять необходимые меры по привлечению к ответственности лиц, допустивших действия, указанные в ФЗ (ч. 1 ст. 14). В данном случае следует учитывать тяжесть деяния госслужащего. Во втором граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность за осуществление экстремистской деятельности.

Наиболее общераспространенная практика проявления экстремизма сегодня прослеживается в период проведения массовых акций (мероприятий). С учетом этих и других явлений в ст. 16 ФЗ "Недопущение осуществления экстремистской деятельности при проведении массовых акций" говорится, что и при проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования не допускается осуществление экстремистской деятельности. Их организаторы несут ответственность за соблюдение установленных требований, касающихся порядка проведения массовых акций, недопущения осуществления экстремистской деятельности, а также ее своевременного пресечения. Об указанной ответственности организаторы массовой акции до ее проведения предупреждаются в письменной форме. Одновременно их участникам запрещается иметь при себе оружие (за исключением тех местностей, где ношение холодного оружия является принадлежностью национального костюма), а также предметы, специально изготовленные или приспособленные для причинения вреда здоровью граждан или материального ущерба физическим и юридическим лицам. При обнаружении обстоятельств, предусмотренных ФЗ (ч. 3 ст. 16), организаторы массовой акции или иные лица, ответственные за ее проведение, обязаны незамедлительно принять меры по устранению указанных нарушений. Несоблюдение данной обязанности влечет за собой прекращение массовой акции по требованию представителей ОВД РФ и ответственность ее организаторов.

Государство закрепляет международное сотрудничество в области борьбы с экстремизмом. Кроме того, в России запрещается деятельность общественных и религиозных объединений, иных некоммерческих организаций иностранных государств и их структурных подразделений, деятельность которых признана экстремистской в соответствии с международно-правовыми актами и федеральными законами.

Межрайонный прокурор  Е.В. Новиков