В начале мая в центре Москвы 89 троллейбусов заменили низкопольными автобусами с двигателями "Евро-5". Эти изменения вызвали бурную реакцию москвичей, однако, по утверждениям властей, затронули фактически лишь 6% троллейбусного парка. Пассажиров метро ждут новые вагоны с интерактивными сенсорными экранами, на которых можно будет проложить себе маршрут. Что касается инфраструктуры для автомобилистов, то осенью может быть принято решение, каким образом разгрузить переполненные парковки в центре города. Москва также предложила сузить парковочные места. О развитии навигации и транспортных сервисов в столице в интервью m24 рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов.

– Максим Станиславович, вы являетесь одним из самых обсуждаемых чиновников в московском правительстве. Влияет ли это на вашу ежедневную работу, на принятие решений? 
– Первое: я уверен в решениях, которые мы принимаем. Они правильные и разумные, я лично готов за них отвечать. Они воспринимаются по-разному, но все направлены на то, чтобы Москва стала самым лучшим, безопасным и комфортным городом для пассажиров городского транспорта, автовладельцев и всех других участников дорожного движения. 
Более того, мы постоянно обсуждаем наши действия с экспертами. Недавно приняли решение создать научный совет при департаменте транспорта, куда пригласим ведущих преподавателей и ректоров высших учебных заведений Москвы. В первую очередь в совет войдут представители транспортных вузов, таких как МИИТ, МАДИ, а также экономических вузов, так как транспортная сфера нуждается в экономических расчетах тарифов, в маркетинге и, конечно, в качестве обслуживания москвичей. 
Советоваться хочется именно с представителями науки. Есть много энтузиастов, которые не имеют ни профильного образования, ни опыта работы, но постоянно дают нам советы. Пусть дают, это не значит, что мы не готовы слушать, наша задача – выслушать максимально всех, выбрать вместе с профессионалами здравые идеи и претворить их в жизнь. 
– Как вы относитесь к тому, что многие люди апеллируют лично к вам?

– Это совершенно правильно. Многие инициативы прорабатываются и принимаются моим ведомством, и я несу за них личную, персональную ответственность. Я это понимаю и всегда за личное общение.

– Вы успеваете отдыхать, находить баланс между отдыхом и работой? 
– У меня задача одна – максимально много работать. Сколько? Столько, сколько нужно, чтобы достигать целей, которые ставят передо мной москвичи, мэр города, правительство Москвы. Поэтому об отдыхе я не думаю. 

– Какой вы видите идеальную Москву? 

– Идеальная Москва – это город, где места хватает и автомобилистам, и пассажирам общественного транспорта. Все довольны соседством друг с другом и пользуются каждый своим видом транспорта с удовольствием, понимая, что доедут вовремя, комфортно проведут время в пути. В городе совсем мало аварий и сбоев, а жители счастливы и горды тем, что так хорошо настроена транспортная система в Москве. 
– Сейчас она далека от описываемого вами идеала?
– Нет, не далека. Но надо много работать всему транспортному комплексу, чтобы это стало реальностью. 
– Вы сравнивали транспортную систему Москвы и Таллина? И можно ли двум городам что-то перенимать друг у друга? 
– Могу сказать, что это совершенно несравнимые вещи, так как в Таллине живет около 500 тысяч человек, как в одном из районов Москвы. В Таллине люди активно пользуются городским транспортом, считая это разумным. Они выбирают его, потому что так доехать быстрее, комфортнее и выгоднее, а также получается с толком провести время. 
– Да, но там и общественный транспорт другой, у нас подчас ехать не очень комфортно.
– У нас есть стереотип о том, что за границей все лучше. Отвечаю: – это не так. Уже сегодня наш городской перевозчик ГУП "Мосгортранс" – крупнейший в Европе оператор наземного городского транспорта – обладает самым молодым парком по сравнению с крупнейшими городами Европы, не говоря уже о Таллине. На улицах Москвы есть еще старые маршрутки, но они уже начали уходить в историю, на их место выходят отличные, комфортные и современные городские автобусы. Нам есть чем гордиться в московской транспортной системе. И ни в одном городе мира руководство не уделяет столько внимания транспортным вопросам, сколько это делается в Москве. 
– Где вы планируете жить в ближайшие 20-30 лет и растить детей?

– Планирую просто жить. (Смеется). Я хочу жить только в Москве, и по-другому себе даже не представляю. Сейчас мои дети учатся в Московской области в обычной муниципальной школе.
– Говоря про детей, не могу не спросить про беременных женщин. Многие развитые города делают специальные парковки для беременных, в том числе на территории торговых центров. В некоторых местах даже появилась такая разметка. Уточню, что она носит информационный характер и не администрируется. Что вы думаете, могут ли такие парковки стать частью городской системы?
– Во-первых, мы поддерживаем подобные инициативы, особенно исходящие от торговых центров, которые стараются улучшить свою доступность. С точки зрения городской системы, сейчас много штрафов выписывается автомобилистам, занимающим места маломобильных граждан. То есть пока количество штрафов говорит о том, что многие автомобилисты не очень обращают внимание на эту разметку, бросают машину и создают проблемы для маломобильных граждан. 
Города в Европе и в Америке тоже не сразу пришли к парковкам для беременных. Парковочная политика у них формировалась многие десятки лет, а наша – всего лишь три с небольшим года. Я думаю, что эволюция развития парковочного пространства к этому придет.
Кроме того, в городском транспорте звучат объявления о необходимости уступать места маломобильным гражданам и беременным женщинам. Но если человек воспитанный, то ему никакие объявления не нужны, для него это само собой разумеющиеся вещи. А если человеку в семье не объяснили, как себя вести, то ему, наверное, будет не важно, есть такие правила или нет. 

– С другой стороны, вы же насильно прививали культуру парковки, вводя штрафы, не так ли?
– Правила парковки уже десятки лет прописаны в правилах дорожного движения, просто много лет никто не занимался контролем за их соблюдением. 
Мое мнение, что не только платная парковка стимулирует водителей правильно вести себя на дороге, и штраф здесь точно не главное. Бросать свою машину, которая создает проблемы для десятков тысяч других автомобилистов, аварийные ситуации, мешает движению автобусов и пешеходов, и вести себя на дороге в стиле "мне надо, и пусть меня весь мир подождет" – становится стыдно, не красиво и не вежливо. Я думаю, что развитие в целом происходит постепенно, лет шесть назад в Москве с опаской можно было перейти по нерегулируемому пешеходному переходу, сейчас же подавляющее большинство автомобилистов сразу же останавливается, как только человек начинает переходить по пешеходному переходу. Никто не сигналит, не подгоняет, можно спокойно перейти улицу. Это и есть взаимное уважение на дороге. Мы становимся вежливыми, сознательными, относимся с большим уважением друг к другу. Нарушений парковки, как и ДТП, в целом становится в нашем городе меньше. Это самое главное, значит, мы идем в правильном направлении. 
– Планируете расширить зону платной парковки до ТиНАО?
– Платная парковка должна появляться точечно там, где это действительно необходимо. 
– В центре много мест, где загрузка платного паркинга уже превысила 100 процентов. Планируете дальше вводить прогрессивный тариф?

– Мы собираем статистику загрузки, проанализируем количество парковочных сессий и загруженность мест. Введение прогрессивного тарифа, по нашему опыту, действительно позволяет разгрузить парковочные места. Примерно к концу лета у нас уже будет набрано достаточно данных для анализа. 
Плюс, мы попросили Московский автомобильно-дорожный институт нам помочь, и примерно к сентябрю мы вместе сформируем позицию о том, каким образом снизить очень высокую загрузку на ряде парковочных мест в центре города. Распространение прогрессивного тарифа – это один из возможных вариантов решения этого вопроса, но базовый тариф первого часа не изменится в любом случае. 
– Другие варианты снижения высокой загрузки рассматриваете? К примеру, ограничение времени сессии.
– Пока основной сценарий – это уже используемый прогрессивный тариф. Мы должны действовать поступательно, а не "прыгать" от одного ограничения к другому. Развитие должно идти поэтапно, тогда оно приведет к привычке. Решение, которое себя оправдало, – это введение прогрессивного тарифа в центре: чем дольше стоите, тем больше платите. Это разумно. Дорога для того, чтобы ехать. 
– На нескольких улицах знаки, запрещающие паркинг, не работают в ночное время. Будете продолжать этот проект?

– Сейчас у нас 50 мест на 14 улицах попали в зону эксперимента. На большинстве улиц, где проходит эксперимент, не зафиксировано ни одного нарушения. В общей сложности мы вынесли не более 250 административных постановлений – для такого длительного срока, (более полугода, ) это небольшая цифра. Нам нужно еще полгода для принятия решения о том, продолжать этот проект или нет.
– Скажите, пожалуйста, а на какой стадии ввод плоскостных парковок в спальных районах?
– На сегодняшний день на 45 таких парковках доступно порядка четырех тысяч машино-мест. Цены на стоянку назначаются индивидуально. В частности, с жителями и управами проговаривался вопрос размера тарифа на парковках именно в спальных районах, которыми будут пользоваться скорее только жители близлежащих домов. Некоторые такие парковки сейчас работают бесплатно в тех местах, где мы не приняли строительные работы от подрядных организаций из-за недоделок: кто-то плохо асфальт положил, кто-то сделал плохое освещение или систему въезда и оплаты. 
Кроме того, мэр в прошлом году поручил нам не увеличивать ни на одну копейку цену месячного паркинга на этих плоскостных парковках. Это поручение четко выполняется – никакого роста тарифов на этих парковках не будет.
– Вы готовите новые поправки в ГОСТ? 

– Во-первых, у нас есть предложения от москвичей по сужению ширины и длины парковочного места. Хотя у нас нет штрафов за то, что нарушена разметка внутри самой парковочной зоны. Вы можете ставить машину ближе, дальше от внутренней разметки, на нее, главное – не выходить за границу самого паркинга. 
Во-вторых, специалисты Центра организации дорожного движения предлагают внести в существующие нормативы дорожный знак "глухие пешеходы". Он позволит привлечь внимание водителей там, где пешеходным переходом пользуются люди с ограничениями по слуху. Сейчас это информационная табличка, а не дорожный знак.
Третье: мы предлагаем организовать специальные парковочные места только для экскурсионных автобусов с помощью дорожного знака, дополнительной информации. Это важно для тех автобусов, которые совершают экскурсионные поездки, – парковка прочего транспорта на таких местах будет запрещена, похожие правила действуют на парковочных местах только для автомобилей такси. 
– Скажите, когда АМПП перейдут полномочия от ГИБДД инспекторам, чтобы они могли штрафовать за "резидента", островки безопасности, "остановка", "второй ряд", пешеходный переход, "запрещена остановка"?
– На прошлом госсовете был поддержан принцип передачи ряда полномочий субъектам. Мы внесли все свои предложения в Министерство внутренних дел и Правительство Российской Федерации. Ожидаем, что уже в ближайшее время правительству Москвы будут переданы новые полномочия. Мы сможем администрировать остановку или стоянку транспортных средств на газонах, пешеходных переходах, в зоне остановок общественного транспорта, стоянку далее первого ряда от края проезжей части. 
– Сейчас одна из самых обсуждаемых тем – замена троллейбусов в центре города на автобусы. За майские праздники были приняты новые решения?

– Для начала отмечу, что изменения затронули всего лишь 89 троллейбусов из полутора тысяч, которые есть в городе, то есть менее шести процентов. Освободившиеся троллейбусы переставлены на другие маршруты. Это значит, что ни один троллейбус никуда не делся, его не распилили на металлолом, не убрали, а направили на усиление троллейбусных маршрутов, которые были, есть и будут. Поэтому никакой проблемы нет, во многом она придуманная. Мало того, за первые майские дни на смену 89-и троллейбусам уже пришли автобусы. 
– Они уже курсируют по центру? 
– Да, вместо троллейбусов. Кстати, мы уже зафиксировали очень хорошую динамику по выполнению расписаний, автобусы оказались динамичнее троллейбусов. Мы также провели опрос пассажиров, которые раньше пользовались троллейбусами, а сейчас – автобусами, все отметили улучшение качества обслуживания. Всем понравились низкопольные современные автобусы, с двигателями "Евро-5". В сервисе пассажиры ухудшения не заметили, только улучшение: автобусы стали чаще и быстрее ходить, в них больше места, есть кондиционеры. 
– А что вы можете сказать москвичам, которые переживают по поводу отмены троллейбусов?
– Могу сказать одно: количество пассажирских мест в электрическом транспорте в городе будет увеличиваться (в первую очередь за счет трамваев). Вопросы экологии для правительства Москвы крайне важны и находятся под постоянным контролем.